Травля, буллинг (англ. Bully - запугивать, травить, задирать) - разновидность насилия, умышленно, не носит характера самозащиты
и не является санкционированным нормативно-правовыми актами государства, долгосрочное (повторяющееся)
физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы, имеют определенные преимущества
(физические, психологические, административные и т.п.) по отношению к индивиду, и происходит преимущественно в организованных коллективах
с определенной личных целях (например, желание заслужить авторитет в желаемых человек).

Разновидности Буллинга

Украинских ученые, исследовавшие школьный буллинг (школьные травли), выделяют два основных его вида:

1. Физический школьный буллинг - умышленные толкание, фырканье, пинки, удары, нанесение побоев, телесных повреждений и тд.;
Сексуальный буллинг является подвидом физического (действия сексуального характера).

2. Психологический школьный буллинг - насилие, связанное с воздействием на психику, что наносит психологическую травму путем
словесных оскорблений или угроз, преследования, запугивания, которыми преднамеренно вызывается эмоциональная неуверенность.

К этой форме буллинг можно отнести:

· Вербальный буллинг, где орудием служит голос (оскорбительное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывание, поддразнивания, возведение клеветы, распространение оскорбительных слухов и др.)

· Оскорбительные жесты или действия (например, плевки в жертву или в ее направлении);

· Запугивания (использование агрессивной языка тела и интонации голоса для принуждения ребенка делать или не делать что-то)

· Изоляция (жертва намеренно изолируется, изгоняется или игнорируется частью, или всем классом);

· Вымогательство (у ребенка требуют деньги, еду, другие вещи, заставляют что-то украсть)

· Повреждения и другие действия с имуществом (повреждения, угона, сокрытия личных вещей жертвы)

· Школьный Кибербуллинг - или буллинг в интернете, угнетение с помощью мобильных телефонов, Интернета, других электронных устройств (пересылка двусмысленных изображений и фотографий, обзывание, возведение клеветы и др.)
среди учеников.

Буллинг среди одноклассников.

Буллинг- среди учеников является следствием дисбаланса авторитета, мотивации, силы и выдержки в отношениях между воспитанниками.
   Причиной является личностная неприязнь между Булер и жертвой. Предметом травли могут выступить как абсолютно вымышленные так и
существующие особенности, часто варьируют в зависимости от возраста воспитанников: рост, вес, одежда, прическа, цвет волос,
особенности голоса (картавость, заикание, тембр), форма носа или ушей, очки, леворукость, успешность или не успешность в обучении,
расовая или религиозная принадлежность, особенности поведения или характера. Травля и образы в учебном заведении несут пагубное влияние
на индивидуум, провоцируют развитие гнева, депрессии, мысли о самоубийстве или мести. Наличие подобного стресса вызывает
замкнутость и полное отвлечение от учебного процесса, может переходить в прогулы занятий и отказ от посещения школы.

Буллинг в школе, как бороться.

     На фоне издевательств, в индивидуума снижается самооценка, могут развиться социальные расстройства, фобии или даже психологические травмы,
как следствие - индивид не может раскрыться в учебе, проявить свои таланты, так как чувствовать себя защищенным является базовой потребностью.
Профилактика и своевременное выявление Булер - задача педколлектива (в частности, классного руководителя), школьного психолога и родителей.
Умелая работа классного руководителя и умение организовать тимбилдинг, воспитательной работы с классом и родителями является зеркалом опыта и
залогом прекращения такого явления. Перевод Буллера в другую школу или его отчисления из учебного заведения по средневзвешенным порядками
является крайней и достаточно тяжелым бюрократическим процессом и делается в исключительных случаях.

Травля учителя

    Травля учениками чаще встречается в старших классах. Также в качестве Булер могут выступать отдельные родители или их группа независимо от возраста учеников.
Причиной травли учителя является недостаточный авторитет и опыт в начале работы в учебном заведении, потеря авторитета, особенности контингента детей в классе.
Когда Булер выступает ученик (ученики), это скорее единичные случаи игры на публику среди сверстников, цель такого буллинг - «вывести из себя» педагога и
наблюдать за его поведением, сорвать урок. Систематической мести такое поведение не несет. Проявляться такое может разнообразно: в виде анонимных образ,
записок, написанных на доске перед уроком в младших классах, к вербальным перепалкам и физического воздействия в старших классах.
    В любом случае, такое явление носит сначала эпизодические характеры - как испытание на прочность, его повторение и систематичность зависит от психологической и
педагогического мастерства учителя, реже - от уровня компетенции в предметной области. Обычно в качестве Булер учителя выступают ученики,
которые также травят сверстников в классе, пытаясь самоутвердиться. Мастерство учителя и умение направить нежелательный ситуативный контакт,
в другую плоскость является путем решения такого поведения.

В педагогическом коллективе

См. также:  Моббинг 

Как и во всех других коллективах, педагогический коллектив работает вместе годами, в нем складываются такие же рабочие и социальные связи
как и в любом коллективе со всеми присущими чертами служебной иерархии и авторитетности. Травле могут подлежать как новички в коллективе,
так и существующие сотрудники, которых хотят «выжить». Ввиду производственной возможности избежать нежелательных контактов по горизонтальным
связям между равноценными коллегами, буллинг в коллективе случается чаще по вертикальной линии - как пример, предвзятое отношение директора, завуча,
заведующего, учителя-методиста.
    Проявлением может быть постоянная критика, игнорирование, изоляция, высмеивание, сплетни, проверки документации,
планов, конспектов занятий, открытые уроки по предвзято их обсуждением на совещаниях, целенаправленное выставления «неудачного» расписания занятий
с многочисленными «окнами», что делает невозможным совмещение с другим местом работы, проверки своевременной явки на рабочее место, лишение премий или
отсутствие рекомендаций на премирование и тому подобное.

Последствия

     Удачная модель поведения Буллера переносится во взрослую жизнь к следующему окружения, где снова приводит к деструктивным явлениям в
следующем коллективе или окружении. По жертвы, некомпенсированные вовремя школьные образы во взрослой жизни могут перейти в социальную
неустроенность, злоупотребления в должности, преступную деятельность, асоциальное поведение, месть и проявления самоутверждения среди слабых одноклассников.
    Одной из задач школы является выявление и предотвращение издевательству и его своевременная профилактика в координации с родителями,
учителями, школьным психологом и правоохранительных органов.

Явление в Украине

Украина занимает четвертое место в мире по уровню подростковой агрессии, после России, Албании и Беларуси. Согласно исследованию,
проведенному UNICEF Ukraine в 2017 году, с этим явлением сталкивались 67% отечественных школьников.
Причем 40% из них никому не рассказывают о насилии, даже родителям.

Ответственность.

Согласно статье 173-4 в Кодексе Административных правонарушениях Украины,

Ст. 173-4. Булінг (цькування) учасника освітнього процесу

Совершенное малолетними или несовершеннолетними, от 14 до 16 лет,
а так же предусмотрена ответственность и педагогов
   Ответственность в виде штрафа для родителей от 850 до 1700 гривен.
Или общественные работы сроком от 20 до 40 часов.

   За сокрытие от Полиции фактов буллинг, наказанию подвергаются представители учебного заведения, штраф от 850 до 1700 гривен.
Так же статьей предусмотрено, исправительные работы на срок до одного месяца.

Что такое Буллинг в школе

Как понять, что ваш ребенок подвергается буллинг?

    Обратите внимание на девять самых распространенных признаков:

    1. У ребенка мало или вообще нет друзей, с которыми она проводит время.

    2. Боится ходить в школу или участвовать в мероприятиях со сверстниками (кружки, спорт).

    3. У ребенка появляются испорченные вещи.

    4. Она теряет интерес к учебе или вдруг начинает плохо учиться.

    5. Приходит домой грустная, мрачная, со слезами (или такие признаки появляются после общения в социальных сетях).

    6. Постоянно отказывается идти в школу, ссылаясь на головную боль, боль в животе, плохое самочувствие.

    7. Имеет расстройства сна или частые плохие сны.

    8. Теряет аппетит, проявляет тревожность, страдает от низкой самооценки.

    9. Ребенок наносит себе повреждения.

    Если ребенка шантажируют в школе, она может начать просить дополнительные деньги на карманные расходы, чтобы откупиться от агрессора.

    

Как предотвращать буллинг?

    Быстрая и уместна реакция взрослых (родителей и учителей) на ситуацию буллинг возвращает детям ощущение безопасности и защищенности,
показывает, что насилие неприемлемо. Именно поэтому, если вы стали свидетелем буллинг:

    1. Немедленно вмешивайтесь и останавливайте насилие - буллинг нельзя игнорировать.

    2. Сохраняйте спокойствие и будьте деликатными, не заставляйте детей публично говорить на тяжелые для них темы.

    3. Займите нейтральную позицию - обе стороны конфликта нуждаются в помощи, предложите детям самостоятельно разрешить конфликт.

    4. Объясните, какие именно действия являются буллинг и почему их необходимо прекратить.

    5. Избегайте в общении слов «жертва» или «агрессор» для предотвращения клеймению и распределения ролей

    6. Сообщите руководство учебного заведения о ситуации, сложившейся и требуйте принять меры по прекращению травли.

Дополнительные материалы и статьи по теме.


СТОП ШКІЛЬНИЙ ТЕРОР.

Скачать в формате PDF  Скачать одим файлом

 Буллинг в школе, скачать презентацию. Работа Украинского Института Иследования Экстримизма.


 

Видео конференция проекта Накипело  (статья и видео)

О конфликтных ситуациях в школах и способах их решения.


Добавить комментарий